Мастер-класс «Использование кейс-метода на дисциплине «Анатомия»

ГБОУ СПО «Тверской медицинский колледж»

Соколова Н.А., преподаватель анатомии,
Павкина Н.В., преподаватель психологии

Проблема внедрения метода case-study в практику среднего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития профессионального образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

При работе над кейсом берется реальная ситуация (на выбор студентов) и решается, например:

- «Моя подруга/друг курит»;
- «Голодание – самый быстрый и дешевый способ сбросить вес?»;
- Влияние различной обуви на свод стопы и аппарат движения в целом» и т.д.

Кейс «Курение» логично звучит в модуле «Процесс дыхания», и направлен он на развитие такой важной профессиональной компетенции у медицинских сестер, как – готовность к ведению санитарно-гигиенического воспитания населения с целью профилактики заболеваний и формирование мотивации здорового образа жизни контингента.
Преподавателю очень важно продумать задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к кейсу, так как именно результаты этой деятельности и войдут в предложенный кейс.

Блок заданий, который мы предлагаем рассмотреть далее, апробирован успешно преподавателем на занятии.
1. Взять интервью у курильщиков:
- со стажем курения более 20 лет;
- со стажем курения 5 -10 лет;
- у периодических курильщиков.

Цель: узнать у курящих плюсы и минусы курения и их точки зрения, сколько сигарет выкуривают в день, связывают ли с курением проблемы со здоровьем, как курение влияет на качество их жизни и т.д.

2. Создать силами творческой группы проект по здоровьесбережению.
Примерные темы:
- Вред курения для организма;
- Курение и беременность;
- Отношение общества к курящим людям;
- Пассивное курение.

3.Подсчитать денежные затраты курильщика. Курильщик 28 лет выкуривает за день пачку сигарет за 50 рублей. Сколько денег он потратит на сигареты за неделю? За месяц? За год? За 50 лет жизни?

4. Обдумайте ситуацию: врач сказал Вам, что если Вы не бросите курить, ему придется ампутировать Вам обе ноги. Остановитесь на минуту и представьте себе жизнь без ног. А теперь, представьте себе ход мысли человека, который все же продолжал курить и, в результате, остался без ног.

5.Опишите Ваше личное отношение к курящим/ курению.

6. Подумайте, как бы Вы построили беседу, целью которой должно стать – создать положительную мотивацию для бросающих курить.

По результатам самостоятельной работы студентов над проблемой, на занятии заполняется таблица (в которой мы предлагаем рассмотреть кейс из четырех «П» - причины, проблема, план, преимущества).
Причины проблем (почему курит)
Проблема (курение)
План решения проблемы (как перестать курить)

Преимущества плана по результатам анкетирования
- здоровье;
- финансы;
- общественные;
- психологические алгоритм решения проблемы
- анализ последствий плана (обоснование плана)

При использовании кейс-метода на дисциплине «Анатомия» мы, действительно, подтвердили для себя, что принципиальное отличие этого метода от традиционных методик – это демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования, что так важно в современных условиях для будущего специалиста сестринского дела.

Литература:
1. Денисов И.Н., Косарев И.И. Высшее медицинское образование. Эволюция, проблемы, перспективы. Учебное пособие. – М., 1998.
2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. Врач – педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - М., 2005.
3. Фалова О.Е. Физиология дыхательной системы. Методические указания. – Ульяновск, 2006.