Сон – феномен мозга. Снотворные средства

Воронова Е.В.
Преподаватель фармакологии ГБОУ СПО «Тверской медицинский колледж»

Преподавание дисциплины фармакологии в современных условиях внедрения общегосударственных общеобразовательных стандартов третьего поколения
Как дисциплина, фармакология всегда считалась сложной и трудноизучаемой для студентов предметом. Многие из них считают эту дисциплину не особенно нужной им в их предстоящей профессиональной деятельности медсестры, акушерки, лаборанта; поэтому интерес к ней несколько ниже, чем, например, к анатомии или латинскому языку и другим дисциплинам.

Преподавание дисциплины Фармакология в процессе перехода на новые государственные образовательные стандарты обязательно изменяет и формы образования и конечную цель образования – воспитания и воссоздание среднего медицинского работника с высокими профессиональными компетенциями; умеющего общаться в поликультурном пространстве, владеющего коммуникативными навыками. Для этого необходимо изменять имеющиеся и включать новые методики по преподаванию дисциплины.
Как дисциплина, фармакология всегда считалась сложной и трудноизучаемой для студентов предметом. Многие из них считают эту дисциплину не особенно нужной им в их предстоящей профессиональной деятельности медсестры, акушерки, лаборанта; поэтому интерес к ней несколько ниже, чем, например, к анатомии или латинскому языку и другим дисциплинам.
Перед преподавателем самой главной задачей является заинтересованность студента в изучении дисциплины фармакологии – одной из самых старейших медицинских наук, в умении правильно расставив приоритеты по изучении сложных и трудноусваиваемых тем в сравнении с более простыми темами, дать возможность студенту самому участвовать в процессе получения знаний, привлечь его на сторону педагога, повысив его желание к обучению и самоподготовке по предмету, относиться к студенту как к свободомыслящей личности, ни в коей мере не умаляя его способности к изучению предмета, веря в него как в перспективного студента и в дальнейшем помощника преподавателя. Для осуществления этой непростой задачи необходимо применять новые методики обучения; одну из них представим вашему вниманию.
Для использования данной методики необходимо выбрать тему наиболее интересную для студентов, обязательно обратить внимание на необычность изложения материала, привлекая не только строго научный теоретический учебный материал, но и художественную научную, художественную историческую и фантастическую литературу; выбрать студентов, заинтересованных в данной теме, для проведения опроса группы по вопросам темы, составить анкеты – вопросники, назначить ответственных за сбор информации, обработке статистического материала, обработке информации, полученной дать задание по исследованию казусов или смешных случаев по теме.
Учитывая тесную связь науки фармакологии с факторами здоровьесберегающей среды, преподаватель должен направить интересы студентов в изучении их здоровья, улучшения или не ухудшения функций их организма, предупредить и осудить вредные привычки, повысить интерес к здоровому образу жизни и долголетию.
По теме «Сон – феномен мозга. Снотворные лекарственные средства» разработано и проведено занятие в 213 группе медсестринского отделения. Предварительно в группе проводились студентами исследования по вопросам темы (анкета по функциям сна), построением диаграмм и графиков по результатам исследования на больших стендах, презентацией темы и подведением итогов всеми студентами вместе с преподавателем после лекции = беседы.

Анкета по теме: «Сон - феномен мозга. Снотворные средства»

1.Высыпаетесь ли Вы?
96% - не высыпаются, 4% - высыпаются.
2.В какое время года не высыпаетесь?
84% - зимой, 64% - осенью, 24% - весной, 8% - летом.
3.По каким причинам не высыпаетесь?
Уход за детьми - 8%, танцы - 16%, компьютер - 8%, учеба или прогулки - 68%.
4.Просыпаетесь ли Вы ночью?
Просыпаются - 50 %, не просыпаются - 40%, несколько раз - 8%.
5. Когда просыпаетесь ночью?
Утром - 68%, ночью – 32%.
6.Причины нарушения сна?
Сильные впечатления - 80%, голод - 12%, забота о детях - 8%.
7. Как засыпаете, сразу или нет?
Сразу засыпает – 64%,после того, как попьют чаю или кефиру - 28%, после того, как посмотрят телевизор – 8%.
8. Видите ли Вы сновидения? Какие?
Сновидения видят все - 100%.
Сильные впечатления за день - 52%, страшные и ужасные - 20%, всегда хорошие сны - 16%, просто бред - 8%,очень хорошие сны - 4%.

Ознакомившись с вопросами анкеты, обсудив их вместе со студентами можно приступать к дальнейшему этапу занятия по систематизированию причин нарушения сна, культуры поведения студентов в быту, влияющей на сон, режиму дня и режиму питания, отношения к стрессам, учебе и влияния их на сон.
Затем последовательно перейти к теории сна, биоритму сна; заслушать историческую справку по теории сна и конечно, перейти к сновидениям.
Теоретический материал изложенный преподавателем должен иллюстрироваться историческими данными древности, исследованиями философов Древней Греции, учеными исследователями сна прошлых веков и современными специалистами. Необходимо донести до студентов мысль, что объективным методом науки можно выявить только определенные закономерности, а не создать завершенную теорию сновидений по типу распространенных сонников. Обращаясь к исследованию сна современными учеными, к данным института мозга, к особенностям и курьезам сна великих людей вместе со студентами делаем выводы по теме:

1) о необходимости изучения центральной нервной системы и ее функционального состояния, о загадках мозга и изучении его на дисциплинах анатомии и фармакологии,
2) о правильном отношении к своему здоровью, что является непременным условием для сохранения здорового сна,
3) о назначении снотворных препаратов, их особенностях и побочных действиях, изучении других психотропных групп лекарственных средств, о механизмах их действия, лечебных и побочных свойствах.

Ниже представлены диаграммы и графики исследования функций и особенностей сна студентов 213 группы медсестринского отделения.

Изучая тему сна и снотворных лекарственных средств по представленной методике впервые в 213 группе, хочется отметить, что интерес к предмету фармакология со стороны студентов вырос на 87%. Возросла активность и заинтересованность студентов в выборе различных тем по предмету фармакология, повысилось их стремление к самоподготовке по теоретическим вопросам и подготовка к практическим занятиям. Многие студенты хотят провести различные исследования по лекарственным средствам, влияющих на различные структуры ЦНС, подобрать литературную и историческую справки о действиях противоэпилептических, седативных и анксиолитических средств, нейролептиков, лечении шизофрении, повышении когнитивных функций мозга, очень интересны студентам вопросы о наркомании и излечении от нее, а также статистические данные по лекарственной зависимости и продолжительности жизни.
Применяя современные методики изучения фармакологии с участием студентов как соучастников процесса обучения, мы формируем различные виды компетенций личности студента, повышаем его социальный статус, учим бережному отношению к своему здоровью и к окружающей среде, правильному применению в современных условиях лекарственных препаратов, изучение с помощью фармакологии многих заболеваний и их профилактику, о врачевании больных не только лекарствами, но и словом и отношением медперсонала, а также об улучшении качества и продолжительности жизни. Необходимо помнить, что каждый студент в группе при пробуждении у него интереса к предмету, ответственности к поручаемому заданию и развитии творческих способностей будет участником обучения других студентов, а получив удовлетворение от усвоенного материала и оттого, что был участником творческого процесса, исследователем, первооткрывателем для себя дисциплины фармакологии, он уже никогда не скажет, что эта дисциплина скучна, неинтересна и не перспективна.
Каждый преподаватель понимает необходимость дальнейших разработок и внедрения новых методик обучения, так как, претворяя их в учебный процесс, мы с каждым новым шагом надеемся изменить в профессиональном плане и себя и студентов, научить их способности учиться, отдавать свой потенциал для дальнейшей работы над собой, для получения профессии медработника в современных условиях рыночной экономики при сохранении всех лучших душевных качеств в своей профессии.