Изучение ресурсных возможностей методической службы Тверского медицинского колледжа в формировании готовности преподавателей к инновационной деятельности

Двоенко Е.А., старший методист ГБПОУ «Тверской медицинский колледж»,
Павкина Н.В., канд. пед. наук, преподаватель психологии ГБПОУ «Тверской медицинский колледж»

    В современных условиях развития профессионального образования медицинский колледж вступает в острую конкуренцию на рынке образовательных услуг и самостоятельно заботится о сохранении своей конкурентоспособности.

    Профессиональная субкультура колледжа, отвечая на вызов времени должна доказать, что она готова к формированию полезного, прогрессивного, положительного, современного и передового педагогического опыта. Т.е. важным показателем конкурентоспособности колледжа становится – инновационная деятельность.
    В связи с этим, становится актуальным изучение ресурсных возможностей методической системы Тверского медицинского колледжа в формировании готовности преподавателей к инновационной деятельности. В нашем исследовании были задействованы такие методы, как:
- методы диагностики (анкетирование; анализ аттестационных материалов; анализ проектов и результатов инновационной деятельности преподавателей Тверского медицинского колледжа);
- методы формирования и коррекции (обучающие семинары, индивидуальные консультации, педагогическое инновационное проектирование).
    Что может стать серьезным препятствием на пути проектирования прогрессивного опыта в колледже? - Инновационные барьеры.
    В модели А.И. Пригожина (1989) источниками психологического барьера к новому являются: «сила привычки, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности...» конфликт с прошлым опытом, эмоциональные состояния личности, характерологические свойства (ригидность, консерватизм), барьер некомпетентности; барьер идиллии, увеличения нагрузки.
В ходе анализа анкетирования было выявлено, что преподаватели Тверского медицинского колледжа среди инновационных барьеров чаще всего называют следующие:
- слабая информированность о нововведениях в образовании (20 %);
- отсутствие времени (45 %)
    В 1856 году Николай Иванович Пирогов в своей статье «Взгляд на общей устав наших университетов» отмечал необходимость материальной поддержки, поощрений, примененных к личным заслугам каждого преданного науке».
    С другой стороны, - предупреждает нас Пирогов, - нельзя льстить себя надежной, что одно увеличение содержания будет достаточным средством к приобретению для университетов истинных деятелей науки и людей, преданных науке…(точно так же, как и нельзя надеяться, чтобы одно увеличение жалованья наших чиновников уничтожило злоупотребления в различных отраслях администрации).
    Методическая работа в колледже должна быть направлена, прежде всего, на снятие инновационных барьеров в коллективе. В Тверском медицинском колледже это стало возможным через пример организации инновационной деятельности лидеров; индивидуальные консультации, а также немаловажную роль при этом играет выбор ситуативного стиля научно-методического руководства (стиля адаптивного, ориентированного на реальность).
    Слова известного ученого-педагога В.Ф. Каптерева (1847-1918) остаются и для современного профессионального образования очень актуальными: «…истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем» [2, с. 375].
Но в то же время, С.Я. Батышев (1915-2000), один из основоположников профессиональной педагогики, предупреждал нас о необходимости «опираться на прочный теоретический фундамент». В противном случае, «не избежать субъективизма, ведущего к еще далеко не изжитому в сфере образования псевдоноваторству и неуправляемой стихии хаотичного псевдотворчества» [1. с. 24].
    Поэтому главным условием качества при моделировании инновационного пространства в колледже мы видим в создании методической службой условий для совершенствования методологической культуры педагогов. На формирование методологических знаний в Тверском медицинском колледже (в период 2005 – 2015 гг.) были направлены областные семинары ЦМК, педагогические чтения, главным лейтмотивом которых стала мысль о том, что «классическое наследие российской педагогики (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Н.И.Пирогов и мн.др.) является неисчерпаемым источником современных инноваций.
    Давайте вспомним: то, что мы называем новшеством в современном профобразовании, было известно в педагогике еще в начале 20 века.
    Например, метод проектов. В 1935 году в известном постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа «О начальной и средней школе» метод проектов был осужден и отвергнут. А сегодня исследовательская проектная деятельность студентов является приоритетным направлением.
    Тьюторство – казалось бы новомодное явление. Но нет. Этот метод был еще знаком Николаю Пирогову. И он размышлял о том, можем ли мы перенять при подготовке врачей тот метод, который он узнал от своих коллег Оксфордского и Кембриджского университетов. Поясним: ученики каждой коллегии (а коллегий в Оксфорде -20, в Кембридже – 17) посещают не публичные лекции профессоров, а обязаны заниматься отдельно. Мы понимаем тьюторство как построение индивидуальной траектории обучения, особенно для взрослых студентов.
    По мнению, Л.Н.Толстого, существует 3 закона в преподавании:
1. Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
2. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.
3. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».
    Естественно, что инновационные технологии заставляют нас сегодня быть более мобильными, лояльными к изменениям в образовании, но мы не всегда к этому готовы. Да, методику мы выбираем все-таки, прежде всего, для себя.
    На вопрос «Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств?» 60% преподавателей колледжа ответили, что готовы только частично.
    Тем не менее, тематика и содержание педагогических чтений на протяжении последних 5 лет способствовали тому, что для преподавателей колледжа - «отсутствие необходимых теоретических знаний» - не является препятствием в освоении и разработке новшеств.

    70 % преподавателей считают, что областные педагогические чтения являются одной из наиболее эффективных форм подготовки, обучения к освоению новшеств в образовательном пространстве.
    В нашем исследовании мы отметили те условия, при которых развитие компетенций у преподавателей в области инновационной деятельности (умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков и др.) происходит более эффективно.
    Региональные и федеральные конкурсы в области профессионального образования (Гранты Тверской области, областной конкурс «Преподаватель года», конкурс научных статей и методических разработок в федеральном журнале «Среднее профессиональное образование» и др.) предоставляют возможность нашим преподавателям вступить во внешнюю профессиональную конкуренцию и получить обратную связь на свои инновационные проекты. В период с 2007 по 2015 г. педагогическому сообществу было предоставлено 11 инновационных проектов (при этом задействовано 25 % преподавателей колледжа).
    Таким образом, мы считаем, что конкурсное движение, как на российском, так и областном уровнях, способствует раскрытию инновационного потенциала лидеров образовательного пространства и задает тон для инновационного роста всего коллектива.
    Так, 75 % преподавателей колледжа считают «самостоятельную исследовательскую работу» наиболее эффективной формой для развития готовности к проектированию и реализации инновационной деятельности.
    Еще одним эффективным пространством для развития инновационных компетенций является современная аттестационная процедура. Преподаватель знакомится с требованиями, предъявляемыми к высшей категории, соотносит их с реальным содержанием своей педагогической деятельности, обозначает проблемное поле, открывает для себя новые направления, которые позволяют педагогу двигаться вперед.
Эффективность такой формы, как «формирование портфолио педагогической деятельности на аттестацию» отмечают 45 % преподавателей.
Очень важно при этом методической службе, не нарушая инновационную автономность лидеров, создать условия для того, чтобы прогрессивный опыт был услышан в более открытом профессиональном пространстве.
    Метапредметный подход при моделировании открытых занятий к аттестации позволяет судить об инновационности представляемых материалов. Выбирая метапредметный подход в преподавании (при этом решая проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин), педагог заявляет о том, что он прошел этот новый путь в педагогике, открыл для себя философские подходы к решению данной проблемы и готов передать это метазнание своим студентам.
    Именно метапредметный подход при разработке открытого занятия «Психосоматика здоровья», предопределил успех педагога нашего колледжа на областном профессиональном конкурсе «Преподаватель 2015 года». В сценарии занятия были синтезированы знания дисциплины, философский поиск «Что есть здоровье?» Михаила Зощенко, современные подходы к патографическому исследованию жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. И что важно, большую часть знаний на таком занятии, студенты открывали для себя впервые и самостоятельно.
    При анализе аттестационных материалов, метапредметный прогрессивный подход мы наблюдаем у 30 % аттестуемых преподавателей, что говорит о необходимости еще более эффективно работать в данном направлении.
    Что ожидают от своего участия в инновационной деятельности преподаватели? - Повышения личного дохода от применения новшеств (65 %); личного удовлетворения своим трудом (56 % ); лучших результатов своей работы (45 % ); внимания к педагогу (25 %).
    Наиболее эффективная помощь в освоении инновационных технологий идет от методического кабинета (90 %) и библиотеки (80 %).
    Таким образом, проведенное исследование доказало, что процесс формирования готовности преподавателей к инновационной деятельности происходит более эффективно, если методическая служба медицинского колледжа:
- изучает инновационный запрос общества и здравоохранения для формирования педагогического пространства;
- направляет процесс, прежде всего, на совершенствование методологической культуры преподавателей;
- принимает не только вертикальный, но и, прежде всего, горизонтальный вариант передачи инновационной информации в колледже;
- мобильно организует согласование всех субъектов инновации;
- принимает «гибкость форм и методов» как главный принцип в работе;
- создает условия для обеспечения инновационной безопасности в образовательном пространстве.